Бережная упаковка картин

Риск похищения или повреждения предметов искусства особенно велик при их перевозке на экспертизу, реставрацию, временную выставку или в другие места. Воздействие влаги, воды, света, пыли, высоких температур, микроорганизмов, насекомых, толчки, удары, вибрация – все эти и другие возможные негативные факторы может ощутить на себе картина, когда ее перемещают из привычных условий хранения. К каждому предмету искусства следует подходить индивидуально, принимать целый ряд мер по обеспечению их защиты, но даже это не дает полной гарантии их сохранности. Конечно, потеря, кража, пожар во время транспортировки очень редки, однако исключать их нельзя. Поэтому предметы из одного собрания нецелесообразно транспортировать вместе.

Возможность или невозможность перевозки отдельных картин и других музейных экспонатов определяет реставрационная комиссия или реставрационный совет. Также реставраторы дают рекомендации по поводу специфики упаковки картин и их транспортировки. Большое значение в обеспечении сохранности произведений искусства имеет упаковочная тара, задачей которой является защита картин от механических повреждений, перепадов влажности и температуры, пыли и других внешних воздействий. В большинстве случаев для упаковки предметов искусства используют деревянные ящики подходящей формы и размера. С внешней стороны такие ящики окрашиваются влагонепроницаемой краской и на них наносится соответствующая маркировка, которая показывает, как ставить ящик, и что обращаться с ним следует предельно осторожно. Если картины представляют особую ценность, деревянный ящик может быть еще и помещен в металлических контейнер.

Существуют определенные правила упаковки музейных предметов, которые нужно обязательно соблюдать при их перевозке в другое место. В один контейнер можно укладывать только однородные предметы, либо предметы, близкие по весу, размеру или материалу. Располагать их следует так, чтобы они не перемещались и не давили друг на друга. Небольшие предметы предварительно заворачивают в вату, бумагу или лигнин, придавая им форму шара, а очень хрупкие экспонаты вначале укладывают в коробки. Дно ящика, в котором будут перевозиться предметы искусства, выстилают завернутой в бумагу стружкой, а все промежутки между предметами заполняют каким-либо мягким упаковочным материалом.

Предметы искусства большого размера перевозят в отдельных ящиках, фиксируя их таким образом, чтобы во время транспортировки они не могли смещаться. Для этого используются мягкие прокладки и деревянные планки, соответствующего размеру и форме предмета. Для упаковки картин используют ящики, в которых устанавливаются специальные рамки-кассеты. В некоторых случаях поступают проще, хотя упаковка получается менее надежной. Картины подбирают одинакового размера и складывают попарно внутрь лицевой стороной. Между ними кладется фланель, байка или микалентная бумага. Затем картины помещают в ящики и фиксируют брусками и рейками. Большие живописные полотна наматывают на вал красочным слоем наружу. Чем грубее полотно, тем больше должен быть диаметр вала. Затем картину оборачивают каким-либо упаковочным материалом, например, воздушно-пузырьковой пленкой и оборачивают сверху бумагой. Одежду и ткани упаковывают в чехлы из влагонепроницаемого материала, а после укладывают в ящики с полками.

Перевозка картин и других произведений искусства производится в соответствии с установленными в нормативных документах правилами. В каждый ящик должен быть вложен упаковочный акт, который подписывается ответственным за упаковку лицом. Это может быть как упаковщик, так и реставратор или хранитель музея. Если картины транспортируются в сырую, жаркую или холодную погоду, ящики нужно вскрыть не ранее, чем через двадцать четыре часа после их доставки. Это позволит избежать образования конденсата. Также для акклиматизации упаковочные материалы как минимум две недели следует выдержать в тех же условиях, в которых хранятся живописные полотна.

Грамотная упаковка картин предполагает защиту их от любых негативных внешних факторов, в частности, от резких перепадов влажности и температуры, солнечных лучей, пыли и других воздействий. Поэтому упаковочные материалы должны обладать хорошими термоизоляционными свойствами, но в то же время к картинам должен быть обеспечен доступ воздуха. Во время транспортировки необходимо обеспечить температурно-влажностный режим, максимально приближенный к условиям постоянного хранения картин. Это очень сложная задача, поскольку климатические условия в мете отправки и месте приемки картин могут существенно различаться, к тому же погода во время пути также может оказаться непостоянной.